Сайт учителя начальных классов 
Валовой Натальи Николаевны
ГлавнаяМой профильВыходВход
ВЫ ВОШЛИ КАК Гость | ГРУППА «Гости»RSS ПРИВЕТСТВУЮ ВАС Гость

Каталог файлов
Суббота, 20.04.2024, 10:25    
Меню сайта

 
 
Главная » Файлы » Заботливым родителям

Когда детей отвергают одноклассники
[ Скачать с сервера (19.1 Kb) ] 26.03.2014, 14:25

Когда детей отвергают одноклассники

Проблема отвергаемых детей в школе существовала всегда, но именно сегодня мы наблюдаем её обострение, связанное с расовыми и этническими разногласиями, различным финансовым положением, неправильным семейным воспитанием. Всё чаще родители и педагоги обращаются с подобными вопросами к психологам и социальным педагогам. Уже давно известно, что у детей, которых отвергают одноклассники, позднее, как правило, возникают проблемы. Исследования показывают, что если отвергнутые дети ведут себя агрессивно или сторонятся всех, то возникает эффект «снежного кома», то есть отвержение ведет к еще большему отвержению. Ниже приведены некоторые факты, раскрывающие истоки и последствия отвержения детей одноклассниками.

  • Среди отвергнутых детей уровень преступности и употребления алкоголя и наркотиков выше. У них имеются также проблемы с поведением в школе.
  • Среди тех, кого отвергали сверстники в третьем классе, плохо приспосабливающихся к условиям средней школы, в три раза больше, чем среди тех, кого не отвергали.
  • Присоединение двенадцатилетнего подростка к компании сверстников, отличающихся антисоциальным поведением, часто связано с тем, что в десять лет ребенок был отвергнут сверстниками. Подростки с отклонениями в поведении чаше употребляют наркотики, занимаются преступной деятельностью и исключаются из школы.
  • У мальчиков, учащихся средней школы, с которыми жестоко обращаются сверстники (дразнят, бьют), через десять лет наблюдается низкая самооценка и развивается депрессия.
  • Самой веской причиной отвержения является агрессивное поведение.
  • Однако многие отвергнутые дети совсем не агрессивны. Наоборот, они слишком чувствительны, покорны, застенчивы, их легко можно запугать.
  • Если сверстники считают ребенка застенчивым, то это не значит, что они считают, будто его можно легко запугать. Застенчивые дети, как правило, тихие, не пользуются дурной славой и сопротивляются отрицательному социальному воздействию. Их не считают слишком чувствительными, чтобы над ними можно было поиздеваться.
  • Сверстники хорошо относятся к детям не слишком агрессивным, не поддающимся дурному влиянию и относительно уверенным в себе, а особенно к детям добрым, общительным и заслуживающим доверия.
  • Дети, пользующиеся уважением, как правило, спокойно относятся к поддразниваниям. Агрессивные дети рассматривают их как нападки, а покорные — как насмешки. Отвергают сверстники агрессивного или отчужденного и покорного ребенка или нет, зависит, видимо, от его способности проявлять дружелюбие, находить общий язык со всеми и поддерживать других. Чем положительнее дети себя ведут, тем вероятнее, что они будут приняты сверстниками, даже если они порой агрессивны или, наоборот, слишком мягки.
  • Как показали исследования, проведенные среди второклассников, дети, формируя свое мнение об одноклассниках, во многом полагаются на мнение учителей. Поэтому ребенок, пользующийся дурной славой, которому учитель не просто делает замечания, но унижает его («Саша, тебе что-то мешает сидеть?!»), вызывает у одноклассников больше неприязни. Если учителя хвалят ребенка, не пользующегося авторитетом, за хорошее поведение («Молодец, Саша. Ты внимательно слушаешь»), то у других школьников складывается о нем лучшее мнение. Обычное замечание учителя (например, «Саша, перестань пускать самолетики и вернись к своему заданию») никак не отражается на мнении одноклассников о товарище.
  • Мальчиков, склонных оказываться в роли жертвы, матери часто перестраховывают: они относятся к своим сыновьям как к совсем маленьким и слишком контролируют их времяпрепровождение. К девочкам, оказывающимся в роли жертвы матери часто враждебны и критичны. Они грозят уйти от них, и девочки плохо себя ведут. Отцы здесь, как правило, отсутствуют или не участвуют в воспитании ребенка. У мальчиков, которых матери слишком оберегают, затормаживается развитие социальных навыков, необходимых для того, чтобы их уважали сверстники (подвижность, независимость, умение идти на риск и умение адекватно воспринимать поддразнивания). Девочкам, которых матери отвергают  и критикуют (с враждебностью), труднее развивать в себе такие социальные навыки, как сопереживание, умение сотрудничать и участие.

Как надо говорить

  • Спросите ребенка, до какой степени его отвергают. «Кто тебя унижает? Это делает кто-то один или несколько человек?» Чем больше детей отвергают вашего ребенка, тем тяжелее ему переносить это.
  • «Что ты говоришь или делаешь, когда дети так поступают с тобой?». Чересчур покорный ребенок, скорее всего, постоянно будет оказываться в роли жертвы. Агрессивного ребенка могут отвергать, но запугивать не будут. Ребенок, который посмеется над издевками, позднее, возможно, будет принят сверстниками.
  • «Как долго это продолжается?» Чем раньше вы постараетесь изменить отношение одноклассников к вашему ребенку, тем легче вам будет это сделать. Возможно, поможет просьба к учителю как-нибудь похвалить вашего ребенка, особенно младшего школьника.
  • Сопереживайте. «Тебе, должно быть, действительно больно, когда это происходит. Представляю, как это злит тебя и печалит».
  • Учите ребенка вести себя в обществе более адекватно, относиться ко всему с юмором и быть добрее. Этим создастся противовес негативному отношению других, который поможет тому, чтобы ребенка не отвергали: «Я не обвиняю тебя в том, что ты не хочешь быть любезным с детьми, которые плохо обращаются с тобой. Но если бы одноклассники считали тебя добрым и общительным, то они относились бы к тебе лучше. Хочешь попробовать стать таким?». «А что, если, ты хотя бы два раза в неделю будешь говорить своим одноклассникам что-нибудь хорошее? Необязательно говорить это самым плохим детям. Но ты можешь сказать кому-нибудь, что у него красивая куртка или похвалить кого-нибудь за то, что он задал на уроке хороший вопрос. Что еще ты мог бы сказать своим одноклассникам?»
  • Если ребенок агрессивен, то он, скорее всего, будет воспринимать неоднозначные действия своих одноклассников (его толкнули, над ним подшутили) как враждебный выпад. Если он отвечает на это враждебностью, то не исключено, что сверстники его отвергнут. Учите альтернативным реакциям. Например: «Если кто-то посмеется над тобой из-за того, что ты испачкал чернилами лицо, то ты можешь просто улыбнуться и рассмеяться ему в ответ».
  • «Я помню, что меня некоторые дети не любили». Здесь могут помочь обнадеживающие истории. Дайте совет, исходя из собственного опыта, но в то же время подчеркните, как много значит для вас ваш ребенок.

Как говорить не надо

  • «Просто присоединись к компании, даже если они плохо к тебе относятся. Они научатся любить тебя». Это не всегда так. Если ребенок не умеет выдерживать критику, вести себя согласно своему возрасту или должным образом начинать разговор, то его все время будут отвергать. Привейте ему необходимые навыки и чаще напоминайте ему о его хороших качествах.
  • «Вовсе необязательно, чтобы тебя любили друзья. Ведь у тебя есть я. Я люблю тебя, и всегда буду любить». Это сказано с благими намерениями, но это нереалистично (и, возможно, вы просто перестраховываете своего ребенка, создавая этим ему проблемы). Детям все-таки необходимо чувствовать, что их принимают хотя бы некоторые сверстники. Сводя к минимуму этот факт, вы только информируете ребенка о том, что на самом деле не понимаете его проблему.
  • «Я собираюсь поговорить с родителями этих детей!» Будьте осторожны, тут можно и навредить. К детям старшего возраста это, пожалуй, вызовет еще большую неприязнь. Вы, конечно, можете заставить других детей прекратить дразнить вашего ребенка и издеваться над ним, но не заставите их полюбить его. Самое лучшее, что вы можете сделать, — это привить вашему ребенку хорошие навыки общения.

И последнее: отвергнутым детям бывает полезно почувствовать себя сведущими в областях, не относящихся к учебе в школе, например, в музыке, театре, гимнастке или боевых искусствах. Занятия в кружках и секциях могут подтвердить достоинство ребенка и помочь ему изменить отношение одноклассников.

Источник: http://cdkonkovo.mosuzedu.ru/stat/otver.html

Категория: Заботливым родителям | Добавил: Валова
Просмотров: 946 | Загрузок: 19 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
 
Поиск

Сайт в рейтинге
border="0"

Друзья сайта
  • МБОУ "СОШ №5" г. Югорска
  • Управление образования администрации г. Югорска
  • Портал органов местного самоуправления г. Югорска
  • Блог учителя Дубровской Т.Н.
  • Сайт учителя Нигай Т.Г.
  • Инструкции для uCoz

  • Сотрудничество
    Сообщество педагогов

    Погода

     

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz