Сайт учителя начальных классов 
Валовой Натальи Николаевны
ГлавнаяМой профильВыходВход
ВЫ ВОШЛИ КАК Гость | ГРУППА «Гости»RSS ПРИВЕТСТВУЮ ВАС Гость

Каталог файлов
Четверг, 02.05.2024, 01:01    
Меню сайта

 
 
Главная » Файлы » Заботливым родителям

Воспитание ответственности у детей
[ Скачать с сервера (16.1 Kb) ] 26.03.2014, 13:46

Воспитание ответственности у детей

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы – в установлении постоянных обязанностей для детей. В некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях.

Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи. Эти ценности усваиваются ребёнком постепенно, в процессе подражания взрослым, заслужившим его любовь и уважение.

Итак, проблема ответственности детей за своё поведение поднимает в свою очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание.

Чувство ответственности у детей умело и сознательно пробуждают родители. Они не только дают ребёнку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути взрослых ждут невероятные трудности.

Вот такие утверждения только вредят делу:

Отрицание: «На самом деле ты не хотел так сказать, ведь ты любишь своего брата!»

Непризнание: «Разве ты у нас такой? Да нет, это просто в тебя чёрт вселился!»

Подавление: «Скажешь ещё хоть раз: «Ненавижу!», - смотри, не миновать тебе порки! Хорошие мальчики так не говорят».

Приукрашивание: «Разве ты и вправду ненавидишь брата? Наверное, он просто тебе надоел. Нужно уметь сдерживать свои чувства».

Говоря так, взрослые забывают, что чувства, как реки, нельзя остановить, их можно только направить в другое русло. Нельзя отрицать существование бурных чувств, попытка сделать это приведет к беде.

Необходимо признать их реальность и их власть. Если отнестись к ним с уважением и «отвести» их в нужное русло, они наполнят нашу жизнь цветом и радостью.

Какие же шаги должны предпринять родители в этом направлении? Первый шаг – заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют. Девизом родителей должно стать: «Я хочу понять своего ребёнка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить своё понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение».

Вот конкретные рекомендации:

  1. Чутко слушать ребёнка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. В результате, они делают вывод, что мысли у них глупые, а их самих никто не любит. Если родители слушают ребёнка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.
  2. Не дать созреть «гроздьям гнева». Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребёнка чувство неприятия, ненависти.

Оскорбления: «Ты – позор для своей семьи!».

Ругательства: «Хлюпик, дурак, идиот».

Пророчества: «Кончишь ты тюрьмой, это точно!».

Угрозы: «Пока не будешь хорошо себя вести, советую тебе вообще забыть про новые игрушки».

Обвинения: «Все ссоры ты всегда начинаешь первый»

Демонстрация власти: «Лучше помолчи и послушай, что старшие скажут».

  1. Просим «без личностей». Если в воздухе запахло грозой, родителям лучше выражать свои чувства и мысли, щадя личность ребёнка, его достоинство.

Если родители внимательно выслушивают ребёнка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребёнка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребёнка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но, в конце концов, усилия родителей будут вознаграждены.

Используя эти новые принципы и приёмы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребёнка, становясь важной чертой его характера.

Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора.

Пецюха Х. Т., педагог-психолог ЦДиК "Коньково"

В статье использованы материалы книги Джайнотт Х.Д. Родители и дети.

Источник: http://cdkonkovo.mosuzedu.ru/stat/vosp_otv.html

 

Категория: Заботливым родителям | Добавил: Валова
Просмотров: 591 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
 
Поиск

Сайт в рейтинге
border="0"

Друзья сайта
  • МБОУ "СОШ №5" г. Югорска
  • Управление образования администрации г. Югорска
  • Портал органов местного самоуправления г. Югорска
  • Блог учителя Дубровской Т.Н.
  • Сайт учителя Нигай Т.Г.
  • Инструкции для uCoz

  • Сотрудничество
    Сообщество педагогов

    Погода

     

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz