Не на пользу книги читать, коль верхушки в них хватать. |
Нормы техники чтения
Класс | Входной контроль | I полугодие | II полугодие |
1 класс | - | - | 40 (45, 50) |
2 класс | 40 (45, 50) | 50 (55, 60) | 60 (65, 70) |
3 класс | 60 (65, 70) | 70 (75, 80) | 80 (85, 90) |
4 класс | 80 (85, 90) | 90 (95, 100) | 100 (105, 110) |
Правила чтения
1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день. |
Выразительное чтение текста
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок). |
Правила заучивания наизусть
1. Прочитайте всё произведение (стихотворение, загадку, песенку) или отрывок. Определите жанр, тему, основную мысль. 2. Выучите первые две строчки, потом ещё две строчки. Повторите все четыре строки. Отрывок из прозаического произведения учите по предложениям. 3. Работайте так, пока не выучите всё произведение или отрывок. 4. Закройте книгу и прочитайте произведение наизусть. Если были допущены ошибки, перечитайте текст ещё несколько раз. |
Чтение по ролям
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок). 2. Прочитайте диалог. 3. Обсудите с одноклассниками образы героев произведения. (Кто они? Какие? Как себя ведут? О чём и как говорят?) 4. Распределите роли и поупражняйтесь в выразительном чтении. 5. Прочитайте произведение так, чтобы было понятно, кого из героев изображает каждый из вас. 6. Оцените своё чтение и чтение одноклассников. |
Краткий пересказ
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок). 2. Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль. 3. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте их. 4. Перечитайте каждую часть, отмечая ключевые предложения. 5. Перескажите, выделяя главное в каждой части. 6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные детали, факты. |
Подробный пересказ
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок). 2. Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль. 3. Разделите текст на смысловые части. Составьте план. 4. Перескажите каждую часть отдельно: сначала первую, затем вторую и так далее. 5. Перечитайте и перескажите всё произведение подробно (близко к тексту). 6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные эпизоды, детали, факты. |
Как составить план
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2. Определите тему и основную мысль текста. 3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, всё ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста. 5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст. 6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана. |
Рассказ о герое
1. Прочитайте произведение. Назовите имена героев. |
Работа с книгой
1. Выберите книгу, которую хотите прочитать. 2. Поработайте с книгой до чтения: рассмотрите оформление обложки, прочитайте фамилию автора и заголовок, рассмотрите титульный лист, прочитайте аннотацию, познакомьтесь с оглавлением (содержанием). 3. Прочитайте книгу. Рассмотрите иллюстрации. 4. Подумайте, о ком или о чём эта книга. Что понравилось? Что не понравилось? 5. Перечитайте эпизоды, которые понравились. 6. Поделитесь своим впечатлением о книге с друзьями, родителями или напишите отзыв. |
Самостоятельная работа с произведением
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок). 2. Прочитайте произведение. 3. Определите жанр и тему, основную мысль произведения (о чём или о ком в нём говорится). 4. О каких героях, событиях рассказывает автор? Найдите в тексте ключевые слова и кульминационный эпизод (самый напряженный момент). 5. Если значение какого-либо слова или выражения было непонятно, обратитесь к словарю. 6. Разделите текст на смысловые части, составьте план. 7. Выскажите своё мнение о произведении. (Что нового вы узнали? О чём вы думали, читая произведение? Понравились ли вам герои? Было ли вам интересно читать?) |